Поведенческие факторы ранжирования — это показатели, с помощью которых «неживой» поисковый алгоритм оценивает нравится ли сайт реальному пользователю. Если посетитель своими действиями демонстрирует, что он не удовлетворён полученной информацией, робот понизит веб-страницу в выдаче и на её место переместит более релевантный ресурс.
Раньше позиция в выдаче очень сильно зависела от количества «ключей» на странице. Однако это давало возможность владельцам интернет-ресурсов манипулировать результатами поиска. Поэтому современные поисковые алгоритмы стали больше учитывать интересы пользователей и теперь именно поведенческие факторы оказывают наиболее значимое влияние на ранжирование сайта.
Однако ключевые слова также по-прежнему являются важным инструментом продвижения. В конце концов, если их совсем не будет в тексте, сайт вовсе перестанет участвовать в выдаче по ключевым запросам.
Существует несколько источников, из которых Яндекс и Гугл получают информацию о поведении интернет-аудитории:
Возможно, для оценки поведения пользователей у поисковых систем существуют и иные инструменты и приложения. Однако их точный перечень никому не известен.
К основным поведенческим факторам, влияющим на ранжирование сайта, относятся:
Давайте рассмотрим их подробнее.
Данный показатель отражает количество случаев, когда пользователь закрывал вкладку ресурса и при этом не переходил на другую страницу. Причин этому может быть две:
Оба варианта плохи. Во-первых, веб-ресурс с высоким процентом отказов обязательно получит негативную оценку у поискового алгоритма. А вот второй случай является «лакмусовой бумажкой»;, которая свидетельствует о низкой конверсии ресурса.
Глубина просмотра — это количество страниц, которые просматривают посетители. Иногда с целью накрутки поведенческих факторов и улучшения ранжирования сайта вебмастеры стараются увеличить глубину просмотра с помощью разбивки одной большой страницы на несколько маленьких. Однако это не самый лучший способ, так как, во-первых, он может повлечь за собой увеличение процента отказов, а, во-вторых, слишком сложная структура и длинная навигация внутри проекта вредят его конверсии.
Данный показатель отражает общее количество времени, которое посетитель провёл на сайте (не важно на одной странице или нескольких). Недостаточно увеличить посещаемость с помощью ключевых слов и закупки внешних ссылок — важно также удержать целевой трафик.
Много уже сказано о том, что заинтересовать посетителей можно с помощью качественного контента и удобного юзабилити. Это, действительно, так. Однако дополнительно увеличить время, проведённое посетителями на ресурсе, можно также и с помощью локальных инструментов (например, калькулятора расчёта цены, видеоматериалов и т.д.).
К одному из основных поведенческих факторов ранжирования сайта относится показатель количества возвратов посетителей к поиску. Здесь всё просто — если пользователь не нашел на странице нужную информацию, он закроет вкладу и уйдёт к конкурентам. Соответственно, это сигнал для поисковика, что релевантность ресурса запросу плохая, и он понизит его в выдаче.
Данный показатель отражает количество трафика, который поступает по прямым ссылкам, а не из выдачи или контекстной рекламы. В данном случае создатели поисковых алгоритмов руководствовались простым принципом — если ресурс интересен, пользователи обязательно добавят его в закладки.
CTR — это параметр, отражающий соотношение количества кликов на страницу к общему количеству её показов в поисковой выдаче. Если пользователи, видя сайт, не совершают на него переход, то он не соответствует тематике их запроса. В свою очередь, это прямой сигнал для робота, что проект необходимо понизить в выдаче. Чтобы этого не допускать важно грамотно заполнять теги title (заголовок в выдаче) и description (его содержание очень часто попадает в сниппет). Также увеличить CTR можно с помощью микроразметки основных разделов ресурса, цен, контактов и прочей информации, которую целесообразно показать в виде коротких ссылок в поиске.
В интернете можно найти множество инструментов и сервисов для накрутки посещаемости и положительных показателей поведения пользователей. Но мы не рекомендуем использовать данный метод, так как современные поисковые алгоритмы в процессе анализа поведения пользователей учитывают движение курсора и схему перемещения посетителя по страницам, и на основании этих данных довольно успешно отличают «ботов» от реальных людей. В свою очередь, наличие первых может повлечь за собой попадание веб-ресурса под фильтр.
Наверное, мы не будем оригинальными, если скажем, что лучший способ повлиять на поведенческие факторы — это создавать качественный контент и обеспечивать удобное юзабилити. Но от этого, действительно, никуда не деться. В конце концов только удобство пользования ресурсом и наличие на нём уникальной информации может повлечь за собой улучшение показателей пользовательской удовлетворённости.